Объект исследования. Обсуждаются наиболее часто используемые базовые понятия в стратиграфии: конкретный разрез, сводный разрез, стратиграфическая шкала, биохронологическая шкала, классификация, Международная стратиграфическая шкала.
Материал и методы. Анализируется общепринятое содержание этих понятий. Показаны логическая неоправданность и негативные последствия отождествления подразделений стратиграфической шкалы и подразделений разреза. Изучение разреза обеспечивает получение сведений о стратиграфической последовательности формирования пород и о распределении заключенных в них следов событий, необходимых для построения стратиграфических шкал. Тесная связь источника фактических данных и результатов их стратиграфической интерпретации является причиной традиционного отождествления подразделений стратиграфической шкалы и подразделений разреза.
Результаты. Биохронологическая шкала наследует от разреза временную последовательность видов некоторой группы организмов, выбранную в качестве базиса шкалы. Однако особенности эволюционного развития организмов не зависят от состава вмещающих отложений и способа расчленения осадочной толщи. Это позволяет при изучении многих конкретных разрезов установить гомотаксис в распределении ископаемых, т.е. построить биохронологическую шкалу. Шкала в таком понимании является моделью биохронологического исчисления геологического времени. Как и всякая модель, шкала не может быть тождественна тому, что она моделирует.
Выводы. Строгая дифференциация шкалы и разреза является исходной позицией для выполнения корректных стратиграфических заключений. Зона является наименьшим подразделением биостратиграфической шкалы. Зоны не делятся на части, они дискретны (между смежными зонами нет временных переходов), равноценны (эквиполентны) и отличаются только местом, которое они занимают на шкале. Построение зональной шкалы предшествует установлению материального эквивалента зоны - стратозоны - в разрезе. Любая часть стратозоны датируется полной зоной. Отождествление зональной шкалы с последовательностью стратозон в разрезе не позволяет понять минимальную размерность зонального подразделения. Международная стратиграфическая шкала (МСШ) определяется в отечественных стратиграфических кодексах и зарубежных справочниках как стратиграфическая последовательность горных пород (геологических тел) в их полных объемах без пропусков и перекрытий. В такой трактовке МСШ является не шкалой, а полным (сводным) геологическим разрезом земной коры. Инструментом корреляции служит биостратиграфическая шкала. МСШ дает только название того подразделения, с которым сопоставлен конкретный разрез, и этим названием обозначается геологический возраст отложений данного разреза.
Объект исследований. Рассматривается распространение брахиопод в пограничных отложениях нижнего и среднего карбона на территории Среднего и Южного Урала в целях определения степени влияния глобального серпуховско-башкирского события малого массового вымирания на динамику разнообразия этой группы бентосных организмов.
Материалы и методы. Изучались брахиподы из наиболее полных карбонатных разрезов Западно-Уральской (Бражка, Сокол, Мартьяново, Аскын, Лаклы), Магнитогорской (Худолаз, Калинино, Большой Кизил) и Восточно-Уральской (Бекленищево, Пещерный лог, Брод-Ключики и карьер “Уралнеруд-1”) мегазон.
Результаты. Установлено, что в позднесерпуховское время происходило сокращение разнообразия гигантопродуктусово-стриатиферовой ассоциации, а вблизи рубежа раннего и среднего карбона произошло вымирание ее доминирующих таксонов. В сюранское время башкирского века была сформирована средне- и позднекаменноугольная хориститовая ассоциация. Позднее, в акавасское время, разнообразие брахиопод было восстановлено. Последствия описываемого серпуховско-башкирского события отразились преимущественно на таксонах видового и родового ранга и в значительно меньшей степени - на таксонах семейственного ранга. На западном склоне Урала данное событие и максимум регрессии фиксируются в кровле стриатиферовых ракушняков староуткинского горизонта нижнего карбона. На восточном склоне Урала динамика разнообразия брахиопод, характеризующая рассматриваемый событийный интервал, отчетливо прослеживается в позднесерпуховское время раннего карбона. В начале среднего карбона она также проявлена, но затушевана активизацией региональных тектонических процессов.
Выводы. В разнофациальных отложениях Среднего и Южного Урала по динамике родового и видового разнообразия брахиопод на рубеже раннего и среднего карбона распознается проявление серпуховско-башкирского события малого массового вымирания.
Объект исследований. Рассмотрены особенности применения лито- и изотопно-геохимических данных для целей реконструкции состава пород питающих провинций.
Материалы и методы. В качестве основных инструментов использованы анализ соотношений некоторых породообразующих оксидов, разнообразных отношений индикаторных элементов-примесей, а также исследование спектров распределения редкоземельных элементов. В качестве материала, иллюстрирующего особенности применения перечисленных выше и ряда других подходов, выступают данные о валовом химическом составе песчаников и глинистых пород бирьянской подсвиты зильмердакской свиты верхнего рифея и басинской свиты верхнего венда Южного Урала, кодинской и устькодинской свит верхнего девона Среднего Урала, а также сортымской свиты нижнего мела Большехетской впадины Западно-Сибирского осадочного мегабассейна.
Результаты. Показано, что подавляющее большинство рассмотренных в данной работе парных и треугольных диаграмм позволяет сделать согласующиеся между собой и не противоречащие общим геологическим представлениям выводы о составе пород-источников слагающего их материала. Эти выводы подкрепляют представления, получаемые в результате минералого-петрографического исследования песчаников.
Объект исследований. Породы верхнелохковской (нижний девон) валганской свиты в стратотипической местности на р. Илыч, Северный Урал.
Материалы и методы. Работа основана на изучении состава и строения пород, отобранных из разреза во время полевых исследований в 2015 г.
Результаты. Изученный интервал разреза видимой мощностью 51 м представляет собой тонкое и неравномерное чередование конглогравелитов известняковых, песчаников органогенных крупнозернистых и мелкозернистых, известняков биокластово-пелитоморфных и сланцев глинисто-известняковых. Для этих пород характерна градационная и конволютная слоистость. На отдельном интервале изученного разреза отмечаются слои известняковых конглобрекчий. Для валганской свиты характерно цикличное строение, мощность отдельных циклитов варьирует от 5 до 25 см. Характер их строения свидетельствует об осадконакоплении в склоновых обстановках. Анализ обломочного материала показал на наличие двух источников бассейнового сноса: ближний (представлен фрагментами фоновых биокластово-пелитоморфных известняков) и удаленный (представлен обломками биогермных пород). Валганскую свиту предлагается рассматривать в качестве валганской градации, которая надстраивает к востоку верх-нелохковскую сульфатно-карбонатную субформацию.
Вывод. Валганская градация является промежуточным звеном между мелководными верхнелохковскими биогермными образованиями и батиальными глинистыми и кремнистыми сланцами.
Предмет исследований. В статье приведены результаты изучения кальцитовых линз с текстурой конус-в-конусе из терригенных глинистых отложений среднего девона на Среднем Тимане.
Методы. Изучение петрографических шлифов проводилось с помощью поляризационного микроскопа Nikon eclipse LV100 ND c фотокамерой Nikon DS Fi2, аншлифов полированных и протравленных HCl - на сканирующем электронном микроскопе JSM-6400 Jeol с энергодисперсионным спектрометром ISIS Link и волновым спектрометром Microspec. Разложение карбонатов и измерение изотопного состава углерода в режиме непрерывного потока гелия производились на аналитическом комплексе ThermoFisher Scientific.
Результаты. Установлено, что кальцитовые тела сложены мозаичными блок-кристаллами и имеют структуру кристаллической щетки. Кальцит отличается аномально низкими значениями δ13Скарб - до -23.5 %о. Детально изучены глинистые пленки и включения слойков аргиллита. Установлен механизм образования пилообразной верхней границы слойков - локальное замещение алюмосиликатов кальцитом с сохранением реликтовой слоистой текстуры.
Выводы. Предложен новый частный вариант кристаллизационной модели генезиса карбонатных тел со структурой конус-в-конусе.
Объект исследований. В пределах Мамской мусковитоносной провинции (ММП), тяготеющей к зоне краевого шва Сибирской платформы с Байкальской горно-складчатой областью, известны многочисленные региональные и локальные разрывы надвигового и взбросового типов, характерные для зон сжатия.
Материалы и методы. В статье на основе многолетних исследований авторов, а также анализа литературных и фондовых материалов дана обобщенная характеристика наиболее крупных разломов района, показана их позиция в региональной структуре провинции, рассмотрена их связь с основными этапами тектонического развития, пегматито-и слюдообразования. Для уточнения механизма образования взбросо-надвиговых разломных структур региона проведена корреляция этапности их развития со стадийностью и динамикой формирования зон сжатия по материалам физического моделирования, проведенного в лаборатории тектонофизики Института земной коры СО РАН.
Результаты. На основе сопоставления материалов экспериментальных и натурных наблюдений показано, что в эволюции разломной тектоники ММП выделяется шесть крупных этапов, четко увязывающихся с процессами складчатости, магматизма, пегматито- и слюдообразования: седиментационный, допегматитовый инверсионный, или коллизионно-складчатый, раннесинпегматитовый, позднесинпегматитовый, постпегматитовый и неотектонический.
Выводы. Установлено, что формирование взбросо-надвиговых разломных структур ММП находит четкое отображение в процессе разрывообразования при моделировании зон сжатия как в плане стадийности, так и в специфике динамики структурообразования. Показано, что пегматитоконтролирующая роль взбросов и надвигов района определяется их возрастными соотношениями со стадийностью процесса пег-матито- и слюдообразования. Выделены и кратко охарактеризованы основные типы слюдоносных пегматитовых полей в зонах взбросо-надвиговых структур ММП, откартированных в процессе геологосъемочных работ и тематических исследований.
Объект исследований. Вулканоплутонические образования (ВПО) Балейского рудного узла (БРУ), состоящие из интрузий амуджикано-шахтаминского комплекса (J2.3) и комагматичных им эффузивов шадаронской серии (J2-3).
Методы. Анализы выполнены в аналитическом центре Геологического института СО РАН (г. Улан-Удэ). Силикатные анализы проведены стандартным методом. Рудные и редкие элементы определены РФА методом, редкоземельные элементы - ASP-AES методом.
Результаты. Определено, что ВПО БРУ имеет зональное строение. В центральных частях БРУ расположены гранитные штоки амуджикано-шахтаминского комплекса (J2-3). Далее по мере продвижения от центральных частей БРУ к периферии развит пояс малых интрузий амуджикано-шах-таминского комплекса (штоки монцонито-диоритов, гранодиоритов, дайки диоритовых порфиритов, лампрофиров). К этой зоне приурочено большинство месторождений и рудопроявлений золота. В периферийных частях БРУ развиты вулканогенно-осадочные отложения шадаронской серии (J2-3). По составу они соответствуют островодужным и постколлизионным образованиям, интрузии амуджикано-шахтаминского комплекса принадлежат высококалиевой известково-щелочной серии.
Заключение. Магматические расплавы мезозойских рудоносных интрузий, расположенных в районе Балейского месторождения, относительно пород такого же состава в других частях БРУ более дифференцированны и формировались на меньших глубинах. Сходные особенности геохимического состава пород БРУ свидетельствуют о том, что они, вероятнее всего, имели единые источники образования.
Объект исследования - малоизвестное землетрясение 1829 г. на Севере Европейской России в среднем течении р. Сев. Двина (Архангельская область). Это событие включено в отечественные сейсмологические каталоги, но без опоры на первичные письменные источники.
Материалы и методы. Положенные авторами в основу исследования материалы включают в себя публикации в периодической печати сразу после события, дополнительные сведения из местного издания 1864 г., а также изображения местных культовых построек, испытавших сотрясения, т.е. разнообразные ранее не привлекавшиеся макросейсмические сведения.
Результаты. С учетом новых сведений осуществлены оценки силы сотрясений трех толчков в баллах согласно шкале MSK-64 и по стандартной процедуре сделаны определения основных очаговых параметров каждого толчка. Перелокализован эпицентр, представлено макросейсмическое поле события. Интенсивность главного толчка VI или VI+ баллов. Получены результаты новые и более представительные, чем имевшиеся у сейсмологов прежде. Дополнительно произведено сопоставление макросейсмических данных с молодыми разломами, в результате чего определяется генетическая связь землетрясения с крупным активным разломом под долиной р. Сев. Двина.
Выводы. Устанавливается возможность умеренных по силе землетрясений не только на Фенноскандинавском кристаллическом щите и в складчатом сооружении Урала, но и на Севере Восточно-Европейской платформы.
Объект исследований. В статье рассматриваются зоны тектонических нарушений, которые по совокупности признаков могут быть отнесены в нашем регионе к категории глубинных. Это прежде всего Древняя осевая разломная зона, описанная еще Г.Д. Ажгиреем и определенная нами как герцинская структура (с присутствием допалеозоя), Индосинийская осевая разломная зона, а также Главный Кавказский разлом.
Материалы и методы. Древняя осевая разломная зона в работе рассматривается как шовная, возникшая в результате герцинской (варисской) складчатости при взаимодействии Закавказской и Восточно-Европейской тектонических плит (ВЕТП). Индосинийская осевая зона возникла на стыке, с одной стороны, только что сформировавшегося жесткого кристаллического массива герцинской коры на месте Древней зоны (зона Главного хребта), а с другой - той же ВЕТП (с участием герцинских покровов и неоавтохтона).
Результаты. Поверхностным выражением Индосинийской осевой зоны стала тектоно-формационная зона Передового хребта. Она продолжала быть активной и позже, во время киммерийских и альпийских тектонических событий. При этом могло происходить образование новых гранитных магматических расплавов. Движущим механизмом предполагаются встречные нисходящие подкоровые конвекционные потоки. В отношении Главного Кавказского разлома (надвига) существуют противоречивые мнения. Ясно лишь, что глубинным и магмогенерирующим он определенно был в предкелловейское время и его возникновение может рассматриваться как следствие внутриплитной субдукции, продолжающейся и в наше время.
Выводы. Наличие в разломных зонах тел гипербазитов не служит на Кавказе признаком их глубинности. В современной структуре микститовая зона, залегающая под флишем Южного склона Большого Кавказа и надвинутая на Закавказский массив, является также, по существу, крупным современным коллизионным швом, находящимся в развитии. Рассмотрены также и некоторые другие разрывные нарушения региона, которые предположительно могут быть глубинными.
ПОТЕРИ НАУКИ
8 декабря 2019 г. не стало Анатолия Ивановича Русина - известного специалиста в области петрологии и геохимии метаморфических комплексов, доктора геолого-минералогических наук, профессора.
ISSN 2500-302X (Online)