Preview

Литосфера

Расширенный поиск
Том 19, № 3 (2019)
Скачать выпуск PDF
347-371 5611
Аннотация

Объект исследований. На основе обобщения новых данных о возрасте ряда стратиграфических подразделений и пород офиолитовой ассоциации предпринята попытка уточнить или пересмотреть существующие геодинамические построения и показать основные этапы развития главных палеоструктур на территории Казахстана.

Материалы и методы исследования. Работа основана на многолетних геологических исследованиях авторов, включающих государственное геокартирование, тектоническое районирование, палеореконстукции и обобщение литературных данных последних лет.

Результаты. Охарактеризованы основные осадочные, вулканогенные, вулканогенноосадочные и интрузивные комплексы, возникшие в западной части Центрально-Азиатского складчатого пояса (па-леозоиды Казахстана) на месте разнотипных структур, которые различались геодинамическими обстановками и историей тектонического развития на протяжении протерозоя и всего палеозоя. Выделены распавшийся на отдельные массивы эпигренвильский микроконтинент, рифтогенные прогибы, бассейны с океанической корой, островные дуги и островодужные системы, эпикаледонский континент, континентальные впадины, краевые вулканоплутонические пояса и окраинные бассейны. Составлены схема тектонической зональности Казахстана, карта строения докембрийского Улутауского массива, схемы распространения девонских комплексов и позднепалеозойских комплексов Казахстана.

Выводы. Уточнены и частично пересмотрены существующие построения и ход тектонических событий на территории Казахстана. На основе палеореконструкций установлены основные этапы развития главных палеоструктур, особенности геологической эволюции палеозоид Казахстана и их связь с тектоническими процессами в Центрально-Азиатском складчатом поясе. Показано, что формирование современной структуры палеозоид Казахстана происходило длительно и многоэтапно на протяжении почти 900 млн лет.

372-385 828
Аннотация

Объект исследований. В статье изложены результаты изучения петрографического, минерального и гранулометрического состава туфопесчаников перекатнинской свиты (альб-турон).

Материалы и методы. В основу работы лег материал, полученный в ходе полевых исследований на территории Усть-Бельских гор (Корякское нагорье), выполненных в 2011 и 2016 гг. сотрудниками ГИН РАН. В статье предлагаются результаты, полученные путем комплексного изучения осадочных пород с применением гранулометрического и минералогического анализов на основании петрографического метода.

Результаты. Туфопесчаники представлены кварцево-полевошпатовыми, полевошпатовыми и собственно граувакками. Cреди литокластов в них преобладают обломки вулканитов среднего и кислого состава. При высоких содержаниях литокластов в пробах отмечаются относительно небольшое количество кварца и полевых шпатов, а также общее укрупнение зерен. Увеличение доли литокластов и укрупнение зерен происходят с юго-востока на северо-запад, что позволяет установить направление миграции материала от источника сноса, располагавшегося в северо-западной части исследуемого региона. По результатам гранулометрических и минералогических исследований установлено, что рассматриваемые отложения формировались за счет мутьевых потоков, в умеренно глубоководных морских условиях, в сравнительно небольшой удаленности от берега, где реки (их дельты) обеспечивали поставку обломочного материала.

Выводы. Полученные данные подтверждают предположения о формировании перекатнинской свиты в морских условиях на континентальной окраине (склоне). Условия образования туфопесчаников соотносимы с условиями, характерными для областей вблизи дельт и/или продельт. Осадконакопление туфопесчаников происходило синхронно с вулканизмом, который был связан с существованием активной континентальной окраины (Охотско-Чукотский вулканоплутонический пояс).

386-392 570
Аннотация

Объект исследования. Рассматриваются верхнепермские рифы блока Янцзы Южного Китая, среди которых выделяются два вида, различающиеся по местоположению в бассейне и характеру внутреннего строения.

Методы и результаты. На основании геологических и литологических методов исследования показано, что главными рифо-строителями были разнообразные губки, в меньшей степени мшанки при широком развитии некаркасных организмов. Наряду с относительно простыми постройками (биостромами) установлены и рифы в строгом значении этого термина. Начало рифообразования фиксируется накоплением детрита эхинодермат, сцементированного микрозернистым материалом. Закончилось рифообразование до конца перми, до массового вымирания биоты на границе перми и триаса, хотя потенциально рифостроящие организмы еще существовали.

Вывод. События, приведшие к великому массовому вымиранию, предварялись некими изменениями, которые прежде всего разрушали систему рифового биоценоза, что и привело к прекращению формирования рифов при продолжающемся существовании отдельно взятых групп организмов.

393-415 692
Аннотация

Объект. В статье обсуждаются результаты сравнительных минералого-геохимических исследований органических остатков и копролитов из континентальных отложений нижнего триаса в Северном Приуралье и палеогена в Восточном Казахстане.

Методы исследований. В ходе исследований использован широкий комплекс методов: оптико- и электронно-микроскопические, химико-аналитические, пирохроматографические, термические, рентгеноструктурные, спектроскопические, масс-спектрометрические. Результаты. В нижнетриасовых и палеогеновых терригенных и карбонатно-терригенных осадочных породах на территории Северного Приуралья и Восточного Казахстана выявлена значительная концентрация рыбных костей, зубов и чешуи, а также копролитов лабиринтодонтов. По минеральному составу фоссилии и копролиты практически полностью сложены карбонатапатитом В-типа. В нижнетриасовых фоссилиях и копролитах преобладают соответственно S- и Si+S-содержащие карбонатапатиты, в палеогеновых копролитах резко преобладает S-содержащий карбонатапатит с регулярной примесью Mn и Sr. В качестве эндокриптной примеси в карбонатапатитах выявлены железо- и алюмофосфаты в суммарном содержании до 10 мол. %. Фазово-гетерогенные примеси в копролитах представлены кальцитом, сидеритом, поликомпонентными карбонатами системы MnCO3-FeCO3-MgCO3-CaCO3, баритом и пиритом редкого для этого минерала октаэдрического габитуса. Отношения концентраций элементов эссенциалов и ксенобионтов в нижнетриасовых и палеогеновых копролитах различаются, составляя в среднем соответственно 0.17 и 0.35. В общем балансе микроэлементов среди дефицитных микроэлементов преобладают эссенциалы, а среди избыточных - ксенобионты, что, очевидно, обусловлено фоссилизацией фосфатно-органического вещества исходных фекалий. Геохимические различия нижнетриасовых и палеогеновых копролитов объясняются их разным геологическим возрастом и очевидными тафономическими особенностями. Впервые приведены данные о содержании в копролитах литогенных газов и изотопном составе примесного углеродного вещества, исходя из которых можно утверждать, что лабиринтодонты могли употреблять в пищу растения, а также растительноядную и плотоядную рыбу.

Выводы. Находки копролитов в Северном Приуралье и Восточном Казахстане в диапазоне от триаса до палеогена свидетельствуют о вероятности гораздо более широкого, чем считалось ранее, развития в природе осадочных пород с фосфатными копролитами. Последние в случае высокой концентрации копролитов могут послужить новым и весьма ценным типом фосфоритового сырья, утилизация которого не потребует никаких предварительных процедур.

416-435 769
Аннотация

Объект исследований. Высокомагнезиальные породы, ассоциированные с гранитоидными массивами Урала, представлены габбродиоритами и их меланократовыми разностями (горнблендитами), диоритами, кварцевыми диоритами, сложенными порфирокристами амфибола, часто совместно с клинопироксеном и флогопитом в базисе из кислого плагиоклаза с интерстициальными кварцем и калиевым полевым шпатом. Уникальной особенностью пород, помимо высокой магнезиальности, равной 0.5-0.8 ед., является экстремально высокое содержание хрома, достигающее 1200 г/т.

Методы. Исследование состава высокомагнезиальных пород выполнено на масс-спектрометре с индуктивно связанной плазмой ELAN 9000, электронно-зондовом микроанализаторе Самеса SX-100 и энергодисперсионной приставке INCA Energy 450 X-Max 80. Предел обнаружения Cr2O3 на микроанализаторе составляет 0.05, на ЭДС приставке - 0.2 мас. %.

Результаты. Установлено различие в поведении хрома в двух главных минеральных ассоциациях, связанных с магматическими и постмагматическими процессами. Средняя концентрация оксида хрома в минералах ранней ассоциации по разным образцам составляет, мас. %: 0.10-0.50 - в клинопироксене, 0.29-0.68 - в амфиболе, 0.08-0.36 - во флогопите при их вариациях от 0.0 до 1.6. В состав поздней ассоциации входят минералы, представляющие собой продукты постмагматического преобразования пироксенов, глиноземистого амфибола в низкоглиноземистую магнезиальную роговую обманку, актинолит, титанит, эпидот, мусковит. Преобразование хромшпинелида на этой стадии сопровождалось обменными процессами с силикатами, в результате которых последние были обогащены хромом. Средняя концентрация оксида хрома в минералах ассоциации составляет, мас. %: 0.24-0.80 - в амфиболе, 1.38-3.08 - в эпидоте, 1.03 - в титаните, 3.5 - в мусковите.

Заключение. Предполагается, что кристаллизация ранней ассоциации железомагнезиальных силикатов проходила из водных высокомагнезиальных расплавов. Последующее постмагматическое изменение таких силикатов привело к развитию фаз с близким, а иногда и более высоким содержанием хрома, что можно объяснить их взаимодействием с хромитом в условиях низкой окисленности флюида, недостаточной для образования магнетита.

436-450 754
Аннотация

Предмет исследований. Приводятся данные о геологической позиции пород оюского гипабиссального долерито-вого комплекса, их минералого-петрографическая и петрологическая характеристика, результаты изотопного датирования.

Материалы и методы. Материал для исследований был получен в ходе геолого-съемочных работ по объекту ГДП-200 листов R-41-XX, XXI (Амдерминская площадь). Полевое изучение и опробование оюского комплекса проводились в южной части хр. Ямб-Пэ. Последующему изучению подвергнуты 21 образец долеритов (петрографическое описание, методы РСФА, ICP-MS) и 26 зeрен циркона, выделенных из одной пробы для изотопного датирования (метод SHRIMP-II). Полученные результаты. Породы оюского комплекса установлены в нижнепалеозойском разрезе лемвинской зоны Пай-Хоя, где образуют пластовые тела мощностью первые метры - десятки метров и протяженностью от 100 м до 1.5-2 км. Интрузии залегают в средне-позднеордовикских отложениях хенгурской и тальбейтывисской свит и вскрыты в структурах хребта Ямб-Пэ и правобережья р. Бол. Ою. Породы комплекса имеют отчетливый гипабиссальный облик, выражающийся в широком развитии миндалекаменных текстур, порфировых и стекловатых структур. По петрографическим данным выделено две разновидности - долериты и лейкодолериты, описаны вторичные изменения - пропилитизация и альбитизация. Породы комплекса обогащены SiO2 (43.05-51.10 мас. %) и соответствуют субщелочной серии (натриевый, реже калиево-натриевый тип щелочности). Оюские долериты обогащены LIL-элементами (Rb, Ba, K, Sr) и обеднены HFS-элементами (Th, Nb, Ta, Ti, Zr, Hf). Суммарное содержание редкоземельных элементов (La + Sm + Yb) составляет 21.17 (13.57-33.65) г/т, тренд распределения нисходящий, европиевая аномалия не выражена. По результатам изотопного датирования цирконов (SHRIMP-II) получен абсолютный возраст долеритов оюского комплекса - 313.2 ± 2.6 млн. лет.

Выводы. Проведено сопоставление полученных данных с характеристиками габбро и габбродолеритов хенгурского гипабиссального комплекса, обоснована парагенетическая связь очагов магмообразования оюских и хенгурских интрузий. Высказана гипотеза, связывающая продукты субмаринной гидротермальной деятельности (палеогидротермальные постройки типа “белых курильщиков”, гидротермально-осадочные залежи баритов), распространенные в разрезе нижне-среднекарбоновых отложений лемвинской зоны, с процессами становления оюского комплекса.

451-464 703
Аннотация

Объект исследований. Объектом исследований являются железные руды и рудовмещающие толщи Первого Северного железорудного узла, в северной части Тагильского прогиба, в состав которого входят три мелких промышленных объекта, ныне почти полностью отработанных - это 1-е Северное, Суходойское и Пещерное месторождения, а также несколько рудопроявлений.

Материалы и методы. В процессе работы проводился анализ опубликованных материалов и производственных отчетов по перечисленным выше объектам, а также собственные полевые наблюдения и поиск месторождений-аналогов в литературных источниках.

Результаты. До настоящего времени считалось, что магнетитовые руды образовались при контактово-метасоматическом взаимодействии живет-ских известняков и интрузий габбродолеритов и долеритов. Наши исследования показали, что типичные скарны на месторождениях распространены весьма ограниченно или отсутствуют, а рудные тела залегают согласно с напластованием осадочных и вулканогенных пород. Наиболее близкими аналогами, по мнению автора, являются известные железорудные месторождения района Лан-Дилль в Германии, что позволило предложить альтернативную (вулканогенно-осадочную) модель формирования железорудных залежей Первого Северного железорудного узла.

Выводы. Привлечение вулканогенно-осадочной модели позволяет изменить поисковые признаки и существенно уточнить (увеличить) перспективы обнаружения новых промышленных месторождений железных руд.

465-471 792
Аннотация

Объект исследований. На Северном Кавказе выделены два первичных разновозрастных региональных источника благородных металлов: 1) каледонский - ультрабазиты Передового хребта (золото, платина палладий); 2) герцин-ский - медноколчеданные месторождения (золото) и черносланцевый тип (Au, Pt, Pd). Благородные металлы этих источников образуют крупные площадные скопления и рудные аномалии, представляющие поисковый интерес.

Материалы и методы. Многолетние полевые геологические исследования, положенные в основу настоящей работы, заключались в детальном геологическом и минералогическом картировании девонских сланцев и вулканитов, а также ордовикских ультрабазитов Северного Кавказа. При этом составлялись карты, схемы и разрезы участков с рудной минерализацией с отбором литогеохимических, штуфных и бороздовых проб. Лабораторные исследования включали в себя изучение образцов и проб геохимическими, петрографическими, минераграфическими и физико-минералогическими методами.

Результаты. Были установлены основные источники Au, Pt, Pd и генетические типы их месторождений; выделены четыре разновозрастные площадные геохимические аномалии (поля) с постоянным содержанием золота, платины и палладия в сумме не менее 1 г/т. Практическое значение. Сделан вывод о наличии крупномасштабных аномалий Au, Pt, Pd и выделена новая Северокавказская провинция благородных металлов.

472-491 730
Аннотация

1.            Классификация - один из главных элементов мышления человека. Корни ее заложены в мышлении человека на биологическом, подсознательном уровне. Для преодоления интуитивного компонента разработок классификации требуется рефлексия (мысли о мыслях). Тем не менее разработки по разным вопросам классификаций составляют огромный массив публикаций (сотни тысяч (миллион?) работ). Чрезвычайно полезно сделать этот массив обозримым.

2.            Множество вопросов, связанных с классификацией, составляет область знания, которую предлагается называть “классиология”. В ней предлагается выделять следующие разделы.

Введение в проблему. В нем освещаются основные особенности проблемы классификации, обосновывается задача построения системы классиологии, оговариваются принципы решения этой задачи.

Предварительная проблематика (пролегомены). Включает исходные понятия и предварительную проблематику, которые подлежат принятию или решению до рассмотрения собственно классификационных проблем.

Классиология (s. s.). Подразделяется на общие вопросы и систематическую часть.

В общих вопросах классиологии (s. s.) определяются базовые понятия:

1)            система классов - классификация, наука о ней - классификациеведение;

2)            процедура построения системы классов - классифицирование, наука о ней - систематика;

3)            процедура отнесения объекта к одному из классов системы - диагноз, наука о ней - диагностика;

4)            понятие, сочетающее в себе пункты 1-3, - классиосистема, наука о классиосистемах - синкретическая классиология (синклассиология).

По широте рассмотрения любых вопросов классиологии предлагается различать общую, отраслевую и конкретную классиологию.

Систематическая классиология (s. s.) имеет состав и структуру, определяемые названными категориями.

3.            Геологическая классиология и биологическая классиология (биологическая систематика) являются фрагментами предложенной системы классиологии. Они относятся к разделу “Отраслевая классиология”. Эти сегменты фрактально столь же необозримы, как и классиология в целом. Их также можно сделать обозримыми, фрактально транспонировав в них структуру системы классиологии в целом.

ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИОЛОГИЯ

Вводная (установочная) часть Предварительные положения (геопролегомены)

Иерархия природных объектов, генезис геологических объектов, проблема истинности в геологии и др.

Геологическая классиология (s.s.)

Общие вопросы геологической классиологии Систематическая геологическая классиология

Общая геологическая классиология Отраслевая геологическая классиология Конкретная геологическая классиология

БИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИОЛОГИЯ (БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИКА)

Вводная (установочная) часть Предварительные положения (биопролегомены)

Понятия “жизнь”, “онтогенез”, “филогенез” и др., типы признаков и система описания организмов, “аксиомы биологии” и др.

Биологическая классиология (s.s.) (Биологическая систематика)

Общие вопросы биологической систематики Систематическая биологическая систематика

Общая биологическая классиология Отраслевая биологическая классиология Конкретная биологическая классиология.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-9004 (Print)
ISSN 2500-302X (Online)